Лучшие руководители в отрасли обладают высоким уровнем эмоционального интеллекта, пишет наш эксперт — консультант по стратегическому планированию.
Евгений Прилучный — генеральный директор Well Construction Consulting по , которая предоставляет стратегические консалтинговые услуги, а также услуги по организации круглых столов для руководителей.
Я был озадачен тем, что в моём словарном запасе и, возможно, в русском языке не хватает слов для описания различных типов «управления».
От «технаря» до управленца
К примеру, управление интернет-проектом требует навыков планирования, организации, коммуникации и решения проблем. Да, вы можете доверить свои проекты человеку, обладающему этими качествами. Но только если он также обладает и необходимыми техническими навыками, поскольку нельзя решить проблему, которую не знаешь, как распознать, и не имея готовых решений.
Но что если «технарю» надо управлять штатной командой? Ведь управленцам, работающим с персоналом, требуется более широкий и специализированный набор коммуникативных навыков по сравнению с их коллегами-менеджерами проектов.
Каждый успешный управленец должен уметь чётко выражать свои мысли, внимательно слушать и выбирать подходящий способ коммуникации (например, телефонную связь или электронную почту) в зависимости от ситуации. Это основы коммуникации, и без этих навыков руководитель проекта будет неэффективен, независимо от его формальной квалификации.
Коммуникация необходима для того, чтобы стать отличным менеджером по работе с людьми. Это связано с эмоциональным интеллектом, который, по сути, является способностью понимать чувства и эффективно работать с ними. Это начинается с осознания собственных чувств и способности управлять эмоциями, чтобы они не влияли негативно на результаты.
Например, сильный руководитель не позволит своему плохому настроению испортить отношения с командой. Он понимает задачу и может контролировать свои эмоции. Как только обремененный персоналом менеджер становится хозяином своих эмоций, он должен научиться распознавать эмоциональное состояние других людей и стратегически подходить к целенаправленному вызову идеальных эмоций у других.
Например, мы все хотим, чтобы наши сотрудники были мотивированы, верно? Хороший менеджер знает, как создать эмоциональную атмосферу в своей команде, которая с наибольшей вероятностью вызовет эти чувства. Он знает стратегии для прочных и поддерживающих отношений на работе.
Такие управленцы будут корректировать язык своего тела и тон голоса, мудро подбирая слова и действия. Они понимают, что, хотя они не могут контролировать чувства других людей, они могут создавать условия, которые могут их вызывать с большой вероятностью.
Рожденный или сотворенный?
Хорошие руководители встречаются довольно редко. Я много раз обсуждал с более умными людьми вопрос о том, рождаются ли такие люди или их создают. Это важно учитывать, потому что если рождаются, то мы должны только научиться находить их и удерживать.
Однако, если мы сможем воспитать и развить отличных менеджеров по работе с персоналом, мы сможем превратить наших технарей — менеджеров по проектам в управленцев со своим штатом и обеспечить значительно более быстрый рост.
Вот мое мнение: качества для управления людьми для одних более естественны, чем для других. Те, кому это дается легко, возможно, родились (или выросли) с повышенным эмоциональным интеллектом, в то время как другие — нет, и им это стоит развивать.
Имея сильное желание стать менеджером по работе с персоналом, я видел, как люди, которые не были рождены с этими способностями, развивали их до чрезвычайно высокого уровня.
Короче говоря, из людей можно сделать менеджеров, но они должны этого хотеть и быть готовыми изменить свои привычки, освоить новые навыки и принять совершенно новый образ мышления. Это непросто, но возможно при целенаправленных усилиях.