Россиян начнут штрафовать за размещение рекламы в запрещенных соцсетях и наказание за подобные деяния станут значительно суровее.
Весьма вероятно, что с 1 сентября 2025 года вступят в силу изменения в закон «О рекламе», предусматривающие штрафные санкции за размещение рекламы на платформах, признанных нежелательными или запрещенными, включая социальные сети.
Российским гражданам будет запрещено размещать рекламные материалы в социальных сетях, таких как Instagram, Facebook и X** (ранее Twitter), функционирование которых ограничено на территории РФ. В случае нарушения последует штраф. Данное ограничение распространяется на все онлайн-платформы, принадлежащие организациям, признанным нежелательными или запрещенными в России, а также на заблокированные сайты.
Госдума приняла данный законопроект 25 марта в окончательном чтении.
По информации «Известий«, причиной принятия закона является то, что, несмотря на ограничения, реклама продолжает размещаться на платформах запрещенных организаций. Зампред комитета по безопасности Анатолий Выборный отметил, что это позволяет владельцам ресурсов получать прибыль, создавать контент и поддерживать интерес аудитории. Законопроект направлен на пресечение этой практики.
Что считать рекламой
В Российской Федерации рекламой считается распространение сведений, адресованных широкому кругу лиц, для популяризации определенного объекта продвижения: продукта, сервиса или торговой марки. Однако, как пояснил маркетолог Роман Мартиросов проекту Schoolbus, из этого определения есть ряд исключений. Например, новостные сводки, аналитические обзоры, сведения о работе компании, опубликованные на ее собственных платформах, а также отзывы пользователей не подпадают под категорию рекламы.
Он также подчеркнул, что аккаунты предпринимателей, компаний и брендов в заблокированных социальных сетях, где они информируют о своих продуктах или услугах, не классифицируются как реклама. Следовательно, самореклама, к примеру, ведение страницы маникюрного салона с информацией об услугах, остается допустимой. Но размещение рекламных постов у других пользователей за плату будет нарушением.
Кому и какой грозит штраф
Если законодательная инициатива будет одобрена, то за распространение рекламного контента в социальных сетях, признанных нелегальными, гражданам будет назначаться денежное взыскание.
- Размер штрафа для физических лиц (включая блогеров, активных пользователей соцсетей и индивидуальных предпринимателей) составит 2500 рублей за каждое выявленное нарушение.
- Для должностных лиц сумма штрафа может достигать 20 000 рублей за аналогичное нарушение.
- Юридическим лицам (таким как компании-рекламодатели) придется заплатить до 500 000 рублей за каждый зафиксированный случай размещения рекламы на запрещенных платформах.
При этом, действие нового закона не распространится на прошлые периоды: за рекламные материалы, опубликованные на данных платформах до вступления закона в силу, санкции применяться не будут.
*Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в РФ как экстремистская.
**Соцсеть X (бывшая Twitter) заблокирована на территории России по требованию Генпрокуратуры.