Как избежать вербальных ловушек в рабочих коммуникациях.
Женщины, произносят около 16 000 слов в день, а мужчины — 15 000. Инфопоток прессингует ежедневно! Находясь в таком словесном круговороте, сложно анализировать свой стиль общения. А ведь зачастую только правильной фразой можно исправить или не допустить деструктивных последствий. Эта заметка поможет тем руководителям и подчиненным, которые выбирают конструктивные методы взаимодействия.
К слову, в психологии коммуникаций есть даже специальное обозначение — «саботажники общения». Этими саботажниками могут являться угрозы: сознательное вызывание страха, обиды, создание атмосферы враждебности. Они проявляются как со стороны руководителя, так и сотрудника.
Угроза
Угрозой является фраза руководителя: «Если ты не перестанешь болтать по личному телефону, тебя ждёт увольнение». Или подобная позиция подчиненного: «Если вы не начнете отмечать мои успехи, я напишу заявление».
Относитесь к собеседнику на равных, это партнерский подход, старайтесь понять мотивы поведения. Тогда угрозы и само желание угрожать не возникнут.
Доминирование, обязательства и вопросы
Вербальным деструктивом могут быть приказы, как явное доминирование над другими. «Срочно зайди ко мне!». Или подобная фраза сотрудника: «Повысьте мне зарплату, а после и поговорим!».
Саботажники общения — это и слова-должники. Шэф может сказать: «Должность обязывает вас вести себя сдержаннее». А работник: «Вы должны смотреть только на факты».
Также саботажником в диалоге является допрос. Топ может задать вопрос: «Чем это ты занимаешься на работе?», а подчиненный: «Почему я не могу до вас дозвониться?».
Уважайте право собеседника на личное мнение и свободу выбора. Любой приказ можно облачить мягкую форму, или в просьбу. Не прибегайте к манипуляции и игре на чувстве долга.
Критика
Конечно, деструктивом может выступать также критика (в случае негативной оценки). Пример в роли руководителя: «Вам вечно все не нравится!» (личный посыл — вы нытик). Или подчиненный может вдруг возмутиться: «Мой труд стоит больше, чем вы мне платите» (личный посыл — вы скупердяй).
Разбирайте ситуацию, а не личность.
Оскорбления
Это очевидный деструктив. «И как только таких дураков на работу берут?». И вариант сотрудника: «Чего еще можно ожидать от таких евреев?».
Не оправдывайтесь, а сосредоточьтесь на разъяснении своей позиции. Не стесняйтесь лишний раз вспомнить и напомнить о недопустимости перехода на личности в деловых коммуникациях.
Лесть
Яркий пример: «Вы так хорошо ладите с отчетами: нужно сделать еще один». И наглядный вариант фразы с другой стороны: «Вы такой великодушный! Можно я сегодня уйду пораньше?».
Лесть даже на интонационном уровне быстро себя выдает. Для льстецов совет один: заменяйте ее на обоснованные комплименты, но не связывая тут же с просьбами. А если вы сами становитесь жертвой льстеца, то действуйте на опережение. Например, отметьте бескорыстность льстеца: «Спасибо. Ты не то, что другие. Похвалят — и сразу с просьбой».
Советы. Причины и следствия
Ловушкой могут стать несвоевременные советы, особенно когда человек просто хочет быть выслушанным. Пример: «А вот если бы ты сделал, как я сказал, сейчас было бы все иначе».
Вербальным деструктивом выступает и убеждение логикой. Типичный пример от начальника: «Ты сам этого заслужил». И в роли сотрудника: «Это было вполне ожидаемо».
На первом месте в эффективных коммуникациях всегда должна быть личность собеседника, которую формируют ценности и опыт. Когда вы в беседе «упрощаете» мотивы поведения человека и допускаете сравнение его с кем-то, то это автоматически сказывается на самооценке собеседника. И тут уже включаются защитные реакции и деструктив (те самые всем знакомые роли «родитель» и «дитя»).
Могло быть и хуже
Вербальным капканом может стать так называемое успокоение. «Все будет хорошо. Главное — верить». И в роли работника: «Ничего, Семен Семенович, мы еще не самый плохой результат показали». Успокоение, по сути, интерпретируется так: «У меня нет времени обсуждать твою проблему, но ты не отчаивайся».
Гораздо эффективнее показать, что вы тоже переживаете, готовы помочь разобраться в ситуации, но без лишних эмоций.
Время от времени ловить себя и других на коммуникационных ловушках (даже если они скрываются за маской юмора) не так сложно. Тем более, что это очень важно для повышения своей эффективности. Ведь известно, что успех общения измеряется полученным результатом. Однако результат не всегда материален, а при выстраивании длительных отношений тем более. Поэтому если вам хочется получить результат быстрее всего, то начать стоит не со смены стратегии или тактик в бизнесе, а с себя, своей речи, и стиля общения.