Каждый игрок рынка стремится укрепить свои позиции, внедряя новые технологии, упрощая рутину и оптимизируя производственные процессы. Развитие IT-решений в условиях нестабильности требует  готовности к переменам.

Мартиросов РоманРассказывает Роман Мартиросов,
консультант по инновациям и маркетингу.

 

 

Топ-10 технологий в ритейле, которые набирают популярность

Перечисленные ниже технологии являются наиболее перспективными в ритейле и активно применяются как в России, так и за рубежом.

Автоматизация и роботизация

Это ключевые инструменты для повышения эффективности работы. Они лежат в основе многих технологий, используемых компаниями для улучшения бизнес-процессов. Особенно популярными стали автоматические системы хранения и перемещения товаров, роботы-манипуляторы и системы управления складскими операциями.

Внедрение искусственного интеллекта (ИИ)

Это уже активно используемая технология в ритейле, в различных операционных процессах, начиная от систем моделирования продаж и спроса до улучшения выбора и приобретения товаров. Например, функция генеративного поиска помогает покупателям находить товары по вариантам использования, а не по названиям или брендам.

Сортировка товаров с помощью компьютерного зрения и лазерного сканирования

Применение компьютерного зрения и лазерного сканирования в процессе сортировки товаров позволяет обеспечить быстроту и точность при распределении продукции по ее характеристикам, таким как размер, цвет, форма и качество. Это в свою очередь приводит к сокращению количества отходов и времени, требуемого для ручной сортировки.

Известно, что в области сортировки овощей и фруктов с использованием подобных машин лидируют Нидерланды, Испания, Италия, Франция, США и Китай. Например, компания Hortimat из Нидерландов специально для своих партнеров из Китая модернизировала сортировочную машину для томатов Aweta, которая способна не только определить категорию плодов, но и самостоятельно распределить овощи по различным ящикам для хранения.

Автоматизация распределительных центров

Очень важный тренд в ритейле. К примеру, компания X5 Group внедряет технологии для частичной и полной автоматизации работы распределительных центров. Аналогичные технологии успешно применяются в компании Ocado, крупнейшем онлайн-ритейлере Великобритании.

 

Использование планограмм на тепловых картах

Планограмма на тепловых картах помогает выявить наиболее популярные зоны в торговых точках и анализировать организацию размещения товаров с помощью цветовой дифференциации. Чем интенсивнее движение фиксируется камерой, тем теплее отображается цвет, и наоборот. Таким образом, красным выделяются самые посещаемые зоны, а голубым (холодным) – наименее посещаемые. Планограммы также помогают определить, какие товары привлекают внимание покупателей на полках, а какие остаются незамеченными, какие бренды наиболее популярны среди покупателей, а также какие товары конкурируют между собой на полках. Это универсальная технология, используемая как мировыми гигантами вроде Walmart и Target, так и национальной сетью «Перекресток».

Использование роботов в дарксторах

Здесь использование роботов становится все более распространенным. Компании внедряют системы, которые управляют этими магазинами, а также вовлекают роботов для выполнения различных задач. Роботы проводят инвентаризацию, собирают заказы и выполняют другие функции. Например, система Autostore отвечает за автоматизированное хранение и перемещение товаров в складских помещениях. Она включает в себя роботизированные краны, конвейеры и прочее оборудование, которые позволяют быстро и эффективно перемещать товары по складу, сокращая время на поиск и доставку. Кроме того, Autostore увеличивает плотность хранения товаров на складе, что экономит пространство и уменьшает расходы на аренду. Именно такую технологию внедрило S Group, крупнейшее сообщество продуктовых ритейлеров Финляндии.

В дарксторах роботы также могут автоматически перемещаться по складу, собирать нужные товары, упаковывать их, наклеивая ярлыки с адресами. После этого товары доставляются на заданные места для отправки курьерами. Это сокращает время, затрачиваемое на доставку товаров до курьерской службы, и снижает риск ошибок.

Магазины без продавцов

Здесь покупатель самостоятельно выбирает продукты и проходит через специальный турникет, сканируя qr-код в приложении. Оплата списывается с карты автоматически на выходе. Такой формат магазинов был впервые представлен в США в 2016 году магазином Amazon Go в Сиэтле. Позже появились аналогичные магазины в различных городах, включая Китай, Японию и Южную Корею. В Китае насчитывается более 5000 магазинов без продавцов. В ближайшее время иностранные и отечественные ритейлеры продолжат открывать новые магазины такого формата.

Роботы на проверке товаров

Роботы на проверке товаров на складе и в магазине

Технологии также применяются для проверки товаров на полках магазинов. Американская компания BJ внедряет роботов, которые собирают изображения товаров на полках с помощью автономных транспортных средств. Полученные данные используются для отслеживания уровня запасов и контроля цен.

Определение возраста покупателей по биометрии

Еще одной инновацией является определение возраста покупателей по биометрическим данным. Камеры, установленные в магазине, снимают изображения покупателей, а затем алгоритм распознавания лиц анализирует черты лица и определяет примерный возраст. Данный подход может использовать различные параметры, такие как форма лица, носа и рта, для определения возрастной категории. Также информация может быть собрана в социальных сетях.

Отечественные ритейлеры также интересуются возможностью использования биометрических персональных данных для подтверждения возраста покупателей алкогольных и табачных товаров через кассовые системы. Предполагается, что это позволит сократить нагрузку на сотрудников.

Эксперт рассказал о грядущих изменениях в сфере retail

Автоматические системы хранения товаров

Применение АСХТ не только повышает безопасность сотрудников, но и позволяет идентифицировать, хранить и перемещать товары на 75% быстрее, что полезно и продавцам, и покупателям. Технология также снижает риски травмирования сотрудников, поскольку роботы могут доставлять товары на комфортной высоте. Благодаря такой системе сотрудникам больше не придется поднимать руки над головой или приседать, чтобы собирать заказы.

В итоге

Тенденция к использованию новых технологий в ритейле будет только усиливаться со временем. Эффективность применения современных решений во многом определит успех компании на рынке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *