Каждый игрок рынка стремится укрепить свои позиции, внедряя новые технологии, упрощая рутину и оптимизируя производственные процессы. Развитие IT-решений в условиях нестабильности требует готовности к переменам.
Рассказывает Роман Мартиросов,
консультант по инновациям и маркетингу.
Топ-10 технологий в ритейле, которые набирают популярность
Перечисленные ниже технологии являются наиболее перспективными в ритейле и активно применяются как в России, так и за рубежом.
Автоматизация и роботизация
Это ключевые инструменты для повышения эффективности работы. Они лежат в основе многих технологий, используемых компаниями для улучшения бизнес-процессов. Особенно популярными стали автоматические системы хранения и перемещения товаров, роботы-манипуляторы и системы управления складскими операциями.
Внедрение искусственного интеллекта (ИИ)
Это уже активно используемая технология в ритейле, в различных операционных процессах, начиная от систем моделирования продаж и спроса до улучшения выбора и приобретения товаров. Например, функция генеративного поиска помогает покупателям находить товары по вариантам использования, а не по названиям или брендам.
Сортировка товаров с помощью компьютерного зрения и лазерного сканирования
Применение компьютерного зрения и лазерного сканирования в процессе сортировки товаров позволяет обеспечить быстроту и точность при распределении продукции по ее характеристикам, таким как размер, цвет, форма и качество. Это в свою очередь приводит к сокращению количества отходов и времени, требуемого для ручной сортировки.
Известно, что в области сортировки овощей и фруктов с использованием подобных машин лидируют Нидерланды, Испания, Италия, Франция, США и Китай. Например, компания Hortimat из Нидерландов специально для своих партнеров из Китая модернизировала сортировочную машину для томатов Aweta, которая способна не только определить категорию плодов, но и самостоятельно распределить овощи по различным ящикам для хранения.
Автоматизация распределительных центров
Очень важный тренд в ритейле. К примеру, компания X5 Group внедряет технологии для частичной и полной автоматизации работы распределительных центров. Аналогичные технологии успешно применяются в компании Ocado, крупнейшем онлайн-ритейлере Великобритании.
Использование планограмм на тепловых картах
Планограмма на тепловых картах помогает выявить наиболее популярные зоны в торговых точках и анализировать организацию размещения товаров с помощью цветовой дифференциации. Чем интенсивнее движение фиксируется камерой, тем теплее отображается цвет, и наоборот. Таким образом, красным выделяются самые посещаемые зоны, а голубым (холодным) – наименее посещаемые. Планограммы также помогают определить, какие товары привлекают внимание покупателей на полках, а какие остаются незамеченными, какие бренды наиболее популярны среди покупателей, а также какие товары конкурируют между собой на полках. Это универсальная технология, используемая как мировыми гигантами вроде Walmart и Target, так и национальной сетью «Перекресток».
Использование роботов в дарксторах
Здесь использование роботов становится все более распространенным. Компании внедряют системы, которые управляют этими магазинами, а также вовлекают роботов для выполнения различных задач. Роботы проводят инвентаризацию, собирают заказы и выполняют другие функции. Например, система Autostore отвечает за автоматизированное хранение и перемещение товаров в складских помещениях. Она включает в себя роботизированные краны, конвейеры и прочее оборудование, которые позволяют быстро и эффективно перемещать товары по складу, сокращая время на поиск и доставку. Кроме того, Autostore увеличивает плотность хранения товаров на складе, что экономит пространство и уменьшает расходы на аренду. Именно такую технологию внедрило S Group, крупнейшее сообщество продуктовых ритейлеров Финляндии.
В дарксторах роботы также могут автоматически перемещаться по складу, собирать нужные товары, упаковывать их, наклеивая ярлыки с адресами. После этого товары доставляются на заданные места для отправки курьерами. Это сокращает время, затрачиваемое на доставку товаров до курьерской службы, и снижает риск ошибок.
Магазины без продавцов
Здесь покупатель самостоятельно выбирает продукты и проходит через специальный турникет, сканируя qr-код в приложении. Оплата списывается с карты автоматически на выходе. Такой формат магазинов был впервые представлен в США в 2016 году магазином Amazon Go в Сиэтле. Позже появились аналогичные магазины в различных городах, включая Китай, Японию и Южную Корею. В Китае насчитывается более 5000 магазинов без продавцов. В ближайшее время иностранные и отечественные ритейлеры продолжат открывать новые магазины такого формата.
Роботы на проверке товаров
Технологии также применяются для проверки товаров на полках магазинов. Американская компания BJ внедряет роботов, которые собирают изображения товаров на полках с помощью автономных транспортных средств. Полученные данные используются для отслеживания уровня запасов и контроля цен.
Определение возраста покупателей по биометрии
Еще одной инновацией является определение возраста покупателей по биометрическим данным. Камеры, установленные в магазине, снимают изображения покупателей, а затем алгоритм распознавания лиц анализирует черты лица и определяет примерный возраст. Данный подход может использовать различные параметры, такие как форма лица, носа и рта, для определения возрастной категории. Также информация может быть собрана в социальных сетях.
Отечественные ритейлеры также интересуются возможностью использования биометрических персональных данных для подтверждения возраста покупателей алкогольных и табачных товаров через кассовые системы. Предполагается, что это позволит сократить нагрузку на сотрудников.
Автоматические системы хранения товаров
Применение АСХТ не только повышает безопасность сотрудников, но и позволяет идентифицировать, хранить и перемещать товары на 75% быстрее, что полезно и продавцам, и покупателям. Технология также снижает риски травмирования сотрудников, поскольку роботы могут доставлять товары на комфортной высоте. Благодаря такой системе сотрудникам больше не придется поднимать руки над головой или приседать, чтобы собирать заказы.
В итоге
Тенденция к использованию новых технологий в ритейле будет только усиливаться со временем. Эффективность применения современных решений во многом определит успех компании на рынке.