Многие дизайнеры видели легендарный брендбук NASA ’76 года, но мало кто знает, что в нем есть раздел о многостраничных изданиях, который легко тянет на учебник верстки.
Авторам этого мануала удалось очень наглядно получилось объяснить макетирование: материал представлен в виде схем с короткими комментариями. Чтобы не потерялись, выложу сюда все полосы*, о которых пойдет речь. Структура — порядок, такой:
*Если не читаете на Англ, откройте в Яндексе с функцией перевода картинок на русский. Но всё потом — на русском.
![](https://miro.medium.com/max/5000/1*3x6opLmHQtzdGFa6Mp0VOA.jpeg)
![](https://miro.medium.com/max/5000/1*VVcsMguwlAUp8d8qTdFMdA.jpeg)
![](https://miro.medium.com/max/5000/1*YJsEwi46SWeXf_nD6GDN5w.jpeg)
![](https://miro.medium.com/max/5000/1*WqeYVikY_g3E5ixvxHXNMg.jpeg)
![](https://miro.medium.com/max/5000/1*8KhR62UjbmAMv5UkC0i9ww.jpeg)
![](https://miro.medium.com/max/5000/1*jQPpvNeWPwk0yL1BCZhAlA.jpeg)
![](https://miro.medium.com/max/5000/1*6DCAEeoxsuIHcHV-0YIh3A.jpeg)
Схемы эти просты и универсальны:
— Регулярная сетка в одну, две или три колонки.
— Одинаковые поля со всех сторон (на большинстве макетов).
— Три вида текста: основной, заголовок и подпись.
— Прямоугольные иллюстрации.
Такие макеты можно не задумываясь брать и копировать. Но, когда хотите изменить их под свои задачи или нарисовать «новьё» с нуля, стоит разобраться в предмете поглубже.
В этой статье поясню неочевидные многим моменты и расскажу о принципах, на которых строится верстка многостраничных изданий.
1. Страницы объединены горизонтальными связями
Через макет проходят красные горизонтальные направляющие, по которым выравниваются колонки текста и иллюстрации. Это обеспечивает целостность разворота и всего издания, включая обложку:
![](https://miro.medium.com/max/1400/1*VpCi7YFyrZvHF97cZ3bcgw.jpeg)
Горизонтали делят макет на этажи, и располагать материал тоже удобно поэтажно. Самый простой вариант — текст на одном этаже, картинки на другом:
![](https://miro.medium.com/max/1400/1*t__5P-CiuYcF324mqdMDww.jpeg)
Можно и перемешивать, но так уже сложнее соблюсти баланс, нужен определенный навык:
![](https://miro.medium.com/max/1400/1*i_j7gvLEASrCuvMRS6Is1Q.jpeg)
![](https://miro.medium.com/max/1400/1*uKDbucr4cnb0X01QuooMuQ.jpeg)
Когда этажей в макете нет, элементы выравнивают «по ситуации». Темная картинка на левой странице стоит на одном уровне с колонками текста на правой:
![](https://miro.medium.com/max/1400/1*HmysR4OUCsNwl3a2ztmn3Q.jpeg)
Почему это важно? Почти в каждой сетке есть колонки, но далеко не в каждой есть этажи. Из-за этого вертикальные связи обычно возникают сами собой, а о горизонтальных приходится думать специально. Многостраничник без крепких горизонталей часто выглядит как разрозненный набор страниц, а не единая композиция.
2. Большой воздух зашит в макет заранее
Почти на всех насавских схемах предусмотрена отдельная область для воздуха (breathing space).
Воздух может быть сверху:
![](https://miro.medium.com/max/1400/1*vhPBTsEy0NqOR4ngaUOXvA.jpeg)
Снизу:
![](https://miro.medium.com/max/1400/1*3BdDULO3gLjpcyLm8OZvjQ.jpeg)
Внутри, между этажами:
![](https://miro.medium.com/max/1400/1*cOMN3aew2OMBojcHvNLyLA.jpeg)
Сбоку:
![](https://miro.medium.com/max/1400/1*bXMUOUjSSjpormPxViGTnw.jpeg)
Также есть «книжная» сетка, где широкие поля окружают полосу набора со всех сторон:
![](https://miro.medium.com/max/1400/1*RGLY5_3YjaxzAi4P0sXsQA.jpeg)
Кроме того, бывает «дополнительный» воздух. Он появляется, когда вы не заполняете модуль целиком. Например, не доводите колонку текста до низа или оставляете место рядом с иллюстрацией:
![](https://miro.medium.com/max/1400/1*t__5P-CiuYcF324mqdMDww.jpeg)
Почему это важно? Часто дизайнеры вспоминают о воздухе в последний момент, когда весь макет уже полностью забит материалом. Лучше решить эту проблему заранее и заложить свободное пространство еще на этапе эскизов.
3. Иллюстрации на развороте контрастны по размеру
Беспроигрышный вариант — одна доминирующая иллюстрация, остальные заметно меньше:
![](https://miro.medium.com/max/1400/1*anlia-i2R_6uL2HUx5sScg.jpeg)
![](https://miro.medium.com/max/1400/1*b_spqG-TBM8-vGfEEo45bQ.jpeg)
Можно сгруппировать несколько одинаковых картинок, чтобы получить ту же самую доминанту:
![](https://miro.medium.com/max/1400/1*Fatp2BDNTfTjmEleytT82A.jpeg)
Когда явной доминанты нет, поможет сочетание разных пропорций и форм:
![](https://miro.medium.com/max/1400/1*EP65cnOS53ioQTVqvq8a-g.jpeg)
![](https://miro.medium.com/max/1400/1*MLPW7GEGbAG6X4t0kOAsBA.jpeg)
Если картинки всё-таки вышли одинаковыми, стоит развести их по тону. Здесь авторы специально изобразили какой-то контурный чертеж на белом фоне вместо темного прямоугольника:
![](https://miro.medium.com/max/1400/1*-SaJCcVT6zkm_rQpb3A3qg.jpeg)
Почему это важно? Разница в размере картинок моментально организует композицию: из однородной каши получается визуальная иерархия.
—
Конечно, это далеко не всё, что нужно знать о верстке многостраничников, но с этого вполне можно начать.