За последние несколько месяцев у меня было множество дискуссий вокруг концепции сотрудничества. Оно проявляется во многих различных формах, начиная от поиска подходящих клиентов и заканчивая тем, как создать сообщество стартапов в моем городе.
Интересно, что за одну неделю у меня было три разговора о том, как “помогать друг другу” и почему это жизненно важно для сообщества малого бизнеса. Последний разговор поразил меня — не потому, что то, что обсуждалось, было настолько инновационным или частью технологической революции. А потому, что это был такой простой, важный и наиболее часто упускаемый из виду аспект в малом бизнесе.
Итак, идея – «Сотрудничество как бизнес-модель». Разрыв шаблона! Сотрудничество по определению — это акт совместной работы с кем-либо над созданием чего-либо. Мы делаем это постоянно. Но что, если ваша бизнес-модель не просто результат сотрудничества, а акт сотрудничества?
У меня была возможность поговорить с одним из моих товарищей-бизнесменов в течение полутора часов, и я был впечатлен и ошеломлен одновременно. Он заставила меня задуматься о том, что я делал со своей жизнью все это время! Вот лишь несколько фактов, которыми он поделилась со мной.
Я работаю на себя, но я никогда не работал сам
Владимир начал свой собственный бизнес более 28 лет назад. С самого начала целью было заставить людей работать вместе. Именно так он построил и продал два бизнеса и так же он создал и свой текущий бизнес. Подчеркивая, что вариантов бизнеса и рынка более чем достаточно для всех, он отметил, что причина, по которой люди борются и конкурируют, заключается в том, что они не хотят разговаривать друг с другом. Его бизнес создан для того, чтобы люди общались и работали вместе.
На большинстве сетевых мероприятий у вас есть возможность рассказать людям, чем вы занимаетесь и как они могут помочь масштабировать или расширить бизнес. Но если вы не готовы работать с другими людьми, подобные мероприятия не для вас. Это почти так, как если бы вы искали деловых партнеров с большим усердием, чем клиентов.
Зачем конкурировать, когда вы можете сотрудничать?
Это вопрос, которым стоит задаваться почаще. Признаюсь, я действительно не понял этот концепт. Он объяснила свою бизнес-модель очень простыми словами. Он создает мероприятия, где каждый может извлечь выгоду, однако каждый должен внести свой вклад. Например, миссия одной из конференций — расширение прав и возможностей женщин-владельцев бизнеса. Вы можете участвовать в качестве поставщика или участника конференции. Как поставщик, вы платите за участие, но возвращаете свои деньги, продавая билеты на мероприятие.
Я был на многих мероприятиях, где мне приходилось платить за участие в мероприятии, и у меня никогда не было возможности вернуть деньги до мероприятия. Обычно вы надеетесь, что вы сможете продать достаточное количество продуктов или услуг через налаживание связей на мероприятии. Или считаете это частью своего маркетингового бюджета, имея в виду какую-то долгосрочную цель.
Как поставщик, вы должны стремиться не только продавать билеты, но и обеспечивать посещаемость. Почему? Потому что это совместное мероприятие. В интересах каждого, чтобы мероприятие было заполнено людьми того типа, с которыми они хотят вести бизнес. Это означает, что вы должны работать так же усердно, чтобы обеспечить отличное мероприятие, как и организатор. На самом деле вы один из многих соорганизаторов, и на вас лежит ответственность за то, чтобы конференция прошла успешно. Это сотрудничество в лучшем виде. Никто не выиграет, если не выиграют все.
Вы должны быть открытыми
Коллаборация — это одно из новых англицизмов, которые звучат в течение последних нескольких лет. В мире малого бизнеса сотрудничество стало более узкой нишей — чем-то, зарезервированным для технологических стартапов и бизнес-инкубаторов, финансируемых венчурными фонтами. В некоторых кругах коллаборация — иностранное слово, означающее помощь конкурентам.
«
Приливы и отливы поднимают все лодки!
Убеждение, что все должны сотрудничать, не так широко распространено в сообществе малого бизнеса, как можно было бы подумать. Люди говорят, что хотят сотрудничать, но на самом деле они имеют в виду, что хотят получить то, что вы можете предоставить, ничего не отдавая взамен. Но это не сотрудничество. Сотрудничество по самой своей природе требует, чтобы вы были честны в отношении своих сильных и слабых сторон, и заставляет вас думать не только о себе, но и о других. Это менталитет «приливы и отливы поднимают все лодки». Создание бизнес-модели, которая гарантирует, что приливы и отливы возрастут, — вот что делает подобную бизнес-модель вдохновляющей.
В интересах журналистской честности я должен признать, что я верю в эту концепцию и полностью разделяю идею сотрудничества. Чего я не знал, так это того, что есть люди, настолько опытные и одаренные в сотрудничестве, что они смогли создать бизнес-модель, которая могла бы помочь массам, а не только избранным.