Коммерческие взаимоотношения так или иначе пересекаются с личными. Когда мы руководим бизнесом или просто работаем в продажах, работа дает нам выход на большое число новых людей. Не желая этого сознательно, мы можем подружиться с кем-то из клиентов и партнеров.
Дружба с клиентами — замечательно, если в ней есть четкие границы между личным и коммерческим. Как друг, я выслушаю человека и с удовольствием проведу с ним время, но не буду давать ему скидку или давать что-то бесплатно. Потому что «дружеские» подарки — работа в ущерб себе, своему делу и команде.
Если завести дружбу с недобросовестным клиентом, он может начать манипулировать ей ради собственной выгоды. Например, просить сделать ему лучшее предложение или предлагать невыгодный бартер. И тогда придется выбирать — потерять друга или уважение к себе или поступиться профессиональной этикой.
На протяжении всего моего предпринимательского пути у меня появились несколько друзей среди клиентов и партнеров. Я неоднократно покупал у них продукты и услуги, а они — у меня. При этом, никто не делал никому скидок, поблажек и привилегий по факту дружбы.
Чтобы выстраивать классные отношения с клиентами, важно различать дружбу и отжимательство, замаскированное под нее. Настоящий друг поддержит ваш бизнес и первым принесет вам деньги, а искусственный — будет искать, как бы выжать из вас побольше.